Психология человеческой агрессии. Фромм Э. Типы агрессии

Оглавление Введение 3 Глава . Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. Агрессия как инстинктивное поведение: Мэй глава из книги Сила и невинность — Реферат Глава 7. Человек зашел в табачную лавку в 9: Лавкой владела и вела в ней дела пожилая чета, которая Какие бы ни были ее цель и мотив, и безотносительно к тому, оправдана она или нет в данный момент, агрессия сама по себе состоит в стремлении завладеть некоторой властью, престижем

Агрессия и насилие

Инновационный Евразийский университет, Казахстан Агрессия — необходимый психический ресурс или социальное зло? На первый взгляд может показаться, что агрессия — всем нам понятное явление, но существует много разногласий относительно точного определения этого феномена. Сторонники теории научения понимают агрессию как любое поведение, наносящее ущерб другим индивидам. Но в определении игнорируются намерения человека, совершающего агрессивные действия, а этот фактор часто оказывается решающим.

Теория деструктивности Э. Фромма: Агрессия . Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире.

Проблема агрессивного поведения Проблема агрессивного поведения Проблема агрессивного поведения Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи.

Агрессия"доброкачественная" настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции , агрессия"злокачественная" насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии по Фромму. Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества.

Уже в древнейшей философии присутствуют полярные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет"злую природу". Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или, по меньшей мере, нравственно нейтральными, а затем воздействие порочных общественных факторов может привести к тому что человек станет злым. Философ был убежден, что раз человек по своей природе добр, то, следовательно, принуждать его к совершению зла значит принуждать к совершению противоестественного.

Подобную идею высказал и продолжил 19 столетий спустя Жан-Жак Руссо По мнению , в отличие от некоторых биологических видов, таких, как специально выведенные агрессивные грызуны, ни одна из этнических, расовых или религиозных групп не показала себя врожденно более агрессивной, чем другие хотя на протяжении истории, народ той или иной страны периодически проявлял себя в этом отношении отличным от прочих. Социальные и биологические науки пришли к тому, что; возможно наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы.

К таковым можно отнести порочное воспитание, включающее физически наказания, моральное унижение, социальную и сенсорную изоляцию, табу на эмоциональные проявления, а также такие мега-факторы как скученность небывалое увеличение плотности населения.

Вы точно человек?

Смотреть полностью Агрессия как самоутверждение Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова"агрессия": — это непереходный глагол, и потому он напрямую не соединяется с дополнением; нельзя сказать —"нападать кого-либо". В первоначальном значении слова"быть агрессивным" означали нечто вроде"двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".

Э. Фромм () выделяет пять основных типов человеческой агрессии: защитная реакция: либо ярость и нападение, либо – страх и бегство.

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи.

Агрессия"доброкачественная" настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля , амбиции , агрессия"злокачественная" насилие, жестокость , наглость, хамство , нахрап, зло и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии по Фромму. Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с такими философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека , или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества.

Уже в древнейшей философии присутствуют полярные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет"злую природу". Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или по меньшей мере нравственно нейтральными, а затем воздействие порочных общественных факторов может привести к тому что человек станет злым.

Философ был убежден, что раз человек по своей природе добр, то, следовательно, принуждать его к совершению зла значит принуждать к совершению противоестественного. Подобную идею высказал и продолжил 19 столетий спустя Жан-Жак Руссо По мнению в отличие от некоторых биологических видов, таких, как специально выведенные агрессивные грызуны , ни одна из этнических, расовых или религиозных групп не показала себя врожденно более агрессивной, чем другие хотя на протяжении истории, народ той или иной страны периодически проявлял себя в этом отношении отличным от прочих.

Социальные и биологические науки пришли к тому, что; возможно наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы.

Эрих Фромм Типы агрессии

Злокачественная агрессия и причины ее проявления 3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании. В них причины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий.

Он является ярким представителем неофрейдизма, попытался в своих работах соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма.

Когда отсутствует давление страха и дисциплины, В некоторых субкультурах воинственность и агрессия ценятся высоко, в других в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм).

Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного различны. При этом речь идет о следующем: Животное воспринимает как угрозу только явную опасность, тогда как человек, наделенный даром предвидения и фантазией, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы.

Иными словами механизм оборонительной агрессии мобилизуется не только тогда, когда человек чувствует непосредственную опасность, но и тогда, когда явной угрозы еще нет. Получается, что индивидуум дает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз. Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но и позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, чтобы его убеждали. Он готов увидеть опасность там, где ее нет.

2. Злокачественная агрессия и причины ее проявления

Как признается автор, материал для этого издания он собирал более 40 лет. Сопереживание человечеству подвигло ученого взяться за решение столь сложной проблемы: Фромм обобщил идеи и положения реформированного, социокультурного психоанализа, показал специфику философско-антропологической рефлексии. Это — первый том задуманной ученым многотомной систематизации психоанализа.

Псевдоагрессия — действия, в результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали злые намерения. В отличие от агрессии, под которой понимается целенаправленное В качестве примера такого рода агрессии Э.Фромм приводит случайное ранение человека, то есть.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т.

А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания. Этот аргумент звучит достаточно убедительно. Он имеет серьезное значение еще и потому, что дает повод для критического анализа истории человечества. Однако факт остается фактом, что человек часто ведет себя деструктивно даже в таких ситуациях, когда никакого перенаселения нет и в помине.

§ 1. Злокачественная агрессия как основа деструктивности

Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод: И поскольку они не хотят возложить ответственность за человеческую деструктивность на нашу цивилизацию, они возлагают ответственность за нее на наши инстинкты.

Но против этого свидетельствуют факты. Условия снижения оборонительной агрессии Поскольку оборонительная агрессия — это генетически запрограммированная реакция на угрозу витальным интересам индивида, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать как это делается с некоторыми влечениями, имеющими основание в других инстинктах.

Книга Эриха Фромма"Анатомия человеческой деструктивности" . своей книге выводы других авторов, исследующих агрессию и деструктивность нарциссизм, садизм, мазохизм, властолюбие и даже страх, одиночество и скуку.

Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивное или воровства. Существует множество вариантов, о твует клинический и педагогический опыт. Так, воровство может быть приобретенной формой поведения, но можетбыть следствием непонимания права собственности людей на вещи, отмечает М.

Но оно может служить и другим целям: Некоторые случаи детского воровства стали предметом профессионального анализа психолога Н. В основе волевого процесса К. Процесс этот очень сложен. Например, мальчик хочет взять вещь, которая ему нравится, то есть она может удовлетворить какое-то его стремление. Но данное ание не может быть удовлетворено сразу.

4.4. Природа детской агрессивности

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде.

Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность · Раздел IV. . связи с матерью кроется не только тоска по ее любви, но и страх перед ней.

Биографическая справка Эрих Фромм родился 23 марта г. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов.

Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма.

В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к войне, начало которой юноша встретил с болью и недоумением г. Одновременно он переживает и первое личное потрясение, которое оказало на него очень серьезное влияние: Последняя ее воля состояла в том, чтобы ее похоронили вместе с отцом. Эрих мучительно размышляет над вопросами жизни и любви и, главное, стремится понять, насколько сильна была любовь этой женщины к отцу, что единение с ним даже в смерти она предпочла всем радостям жизни.

Эти наблюдения и раздумья привели Фромма на путь психоанализа. Он стал пытаться понять мотивы человеческого поведения.

Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фромм (2 часть)